Москва, ул. Щипок, д. 28
ст.метро Павелецкая
ежедневно с 10:00 до 21:00

Цветная офсетная печать — как она производится?

Цветная печать - это настоящее достижение полиграфии, но для нас она давно стала обыденным делом. Как же на самом деле она производится, в чем особенность этой технологии? Почему изображение в журналах получается таким ярким, четким, а фотография передает не только цвета, но и многие оттенки?

 

Физики утверждают, что цветная печать - банальный обман зрения. Картинка на бумаге кажется залитой сплошным цветом, а на самом деле, если рассмотреть изображение под лупой, можно увидеть многочисленные точки — маленькие пятнышки краски. Причем красочный слой состоит не из миллионов разных цветов, а всего из четырех — это циановый (синий с зеленым оттенком), пурпурный (красный с фиолетовым оттенком), черный и желтый. Одни пятнышки краски более жирные, другие — еле различимы. Но стоит убрать лупу в сторону, и точки уже неразличимы. Они сливаются в единую картинку и передают целую палитру цветов.

 

На этих особенностях человеческого зрения и строится полиграфическая офсетная печать. Если взять большое количество желтого и совсем немного сине-зеленого, получается зеленый цвет, а если с пропорциями поиграть, то получится целая гамма зеленых оттенков — в зависимости от количества двух основных цветов. Если же захотим напечатать палитру красного, возьмем и желтый, и пурпурный, и черный, и синий — получим целый спектр разнообразных оттенков.

 

Основной принцип офсетной печати нам понятен — это последовательное нанесение определенного количества цветов на бумагу. Но как типографский станок узнает, в какое место и сколько краски нужно нанести? Узнает благодаря процессу цветоделения.

 

Но вернемся к началу. Чтобы напечатать журнал, нужно сделать его оригинал-макет. В этом макете постранично разнести тексты, фотографии, фоны, рамки, пиктограммы, виньетки и прочие дизайнерские приемы. Типографский верстальщик распределяет весь этот материал так, как он должен выглядеть в готовом журнале. А теперь надо сделать так, чтобы при печати краски на бумагу наносились последовательно - сначала синяя, потом пурпурная, потом желтая и в конце черная. То есть, каждую картинку, каждую буквицу, пиктограммку нужно разделить на четыре составляющих, а по сути — на четыре отдельных изображения.

 

Цветоделение производится с помощью компьютера. Специальная программа анализирует, сколько точек и с какой плотностью нужно нанести в конкретное место листа. Четыре одноцветных изображения переносят на четыре негатива. Негатив — это пленка, которая указывает, где на типографском листе будут стоять точки определенного цвета. Именно эти пленки (негативы) накладываются на печатную форму из пластмассы или алюминия с тонким светочувствительным слоем. Теперь нужно форму «засветить». Свет специальной лампы выделяет те участки формы, на которых должна быть краска. Происходит химическая реакция, и покрытие на этих участках становится маслянистым — это нужно для того, чтобы на покрытие хорошо приставала типографская краска.

 

Печатную форму (она достаточно гибкая) обматывают вокруг формовочного цилиндра. Типографское оборудование сплошь состоит из цилиндров — вращающихся валиков. Если представить валики пирамидой, то они будут расположены примерно в такой последовательности:

  • красящий валик над большим валиком с печатной формой,
  • сбоку от печатной формы — валик, подающий воду для смывания лишней краски;
  • под печатной формой — офсетный валик;
  • под ним пропускается бумага, которая движется с помощью печатного вала.

Когда печать журнала запускается, через особую систему на цилиндр красящего валика подается краска, она прилипает к промасленной поверхности печатной формы и хорошо держится на ней, а с остальной части печатной формы краска смывается водой. Затем краска переносится на расположенный рядом офсетный цилиндр. Офсетный валик (он же цилиндр) прокатывается по бумаге и переносит на нее оттиск изображения. Печатный цилиндр снизу старательно прижимает бумагу к офсетному валику, чтобы отпечаток был четким.

 

Итак, первый слой (один цвет) краски нанесен. Но всего, как мы помним, на бумагу должно быть нанесено четыре слоя краски. Значит, печатный лист должен пройти через четыре аппарата. Как только процесс будет завершен, листы высушивают. Затем разрезают и фальцуют (складывают в журнал). Последний этап — это скрепление сфальцованных листов — и журнал готов.

 

Офсетная печать технологически довольно трудоемкая, требует подготовки специальных форм. Но при больших тиражах использование офсетной печати оправдано экономически. Печать получается насыщенной, яркой, четкой и практически стопроцентно соответствует ожиданиям.